Первый серийный колесно-гусечный танк носил обозначение БТ-2 и отличался от американского прототипа многочисленными конструктивными особенностями. Прежде всего танк имел вращающуюся башню (разработанную инженером А.А.Малоштановым), оснащался более легкими (с многочисленными облегчающими отверстиями) опорными катками. Было перекомпоновано боевое отделение - перенесли стеллажи боеукладки, установили новые приборы и т.д. Определенную проблему представляло вооружение танка. Предполагалось вооружить танк 37-мм пушкой и пулеметом, но из-за нехватки пушек танки первой серии вооружали двумя пулеметами (расположенными в одной установке) или не вооружали вообще. 37-мм танковая пушка с длиной ствола 60 калибров представляла собой вариант противотанковой пушки калибра 37-мм образца 1930 года (противотанковая пушка калибра 37-мм образца 1930 года в свою очередь представляла собой копию немецкой противотанковой пушки Rheinmetall Pak 35/36) и была закончена только летом 1933 года. Первый заказ предусматривал выпуск 350 танковых пушек на артиллерийском заводе № 8. Поскольку к тому времени уже появился танковый вариант противотанковой пушки калибра 45-мм образца 1932 года, то от дальнейшего выпуска 37-мм пушки отказались. В связи с этим существовало по меньшей мере четыре варианта БТ-2 различавшихся вооружением:
два пулемета в одной установке; два пулемета в одной установке и еще третий в отдельной установке пушка калибра 37-мм (без пулеметов) пушка калибра 37-мм и пулемет в отдельной установке.
Другой проблемой был выбор двигателя. Неизвестно, была ли куплена вместе с лицензией на танки лицензия и двигатель "Liberty", на который сам Кристи не имел никаких прав. Скорее всего лицензию так и не купили, поскольку в то время "Армторг" купил в Америке 2000 двигателей этого типа. Когда все купленные двигатели были использованы, в СССР организовали выпуск подобных моторов под маркой М-5. Серийный БТ развивал скорость до 52 км/ч на гусеницах, и 72 км/ч, на колесном ходу. На колесном ходу двигатель вращал задние опорные катки через особую раздаточную коробку (гитару). Управление танком осуществлялось при помощи передней пары опорных катков, которые поворачивались "по-автомобильному". На колесном ходу танк БТ мог передвигаться только по дороге с твердым покрытием.
Серийный БТ развивал скорость до 52 км/ч на гусеницах, и 72 км/ч, на колесном ходу. На колесном ходу двигатель вращал задние опорные катки через особую раздаточную коробку (гитару). Управление танком осуществлялось при помощи передней пары опорных катков, которые поворачивались "по-автомобильному". На колесном ходу танк БТ мог передвигаться только по дороге с твердым покрытием. Танки БТ-2 принимали участие в Освободительном походе в западную Украину в 1939 году и в начальном периоде Великой Отечественной.
Башни БТ-2: с пушкой; с пушкой и пулеметом; с двумя пулеметами.
|