Легкий плавающий танк Т-40 был разработан в 1939 году на заводе №37 под руководством Н.А. Астрова и предназначался для замены в войсках танков Т-37А и Т-38.
Корпус Т-40 изготавливался из катаных броневых листов, соединявшихся сваркой или клепкой. Остойчивость танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса - поплавки отсутствовали. В нижней части кормы корпуса находилась ниша для установки четырехлопастного винта и двух водоходных рулей.
Ходовая часть танка состояла из четырех опорных обрезиненых катков на борт, ведущего колеса переднего расположения со съемным зубчатым венцом, направляющего колеса с кривошипным натяжным механизмом и трех поддерживающих катков. В ходовой части использована индивидуальная торсионная подвеска опорных катков. В состав трансмиссии входили: сцепление, смонтированное на двигателе, коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи.
Башня в форме усеченного конуса устанавливалась на шариковой опоре и была смещена влево от продольной оси танка. Двигатель располагался вдоль правого борта корпуса. В амбразуре башни в броневой маске монтировалась спаренная установка пулеметов ДШК и ДТ. Для скорострельности пулемета ДШК его боекомплект помещался в кольцевой боеукладке.
Танк Т-40 прошел обширную программу испытаний, в ходе которых был организован пробег по маршруту Москва - Минск - Киев - Москва, протяженностью 300 км с преодолением всех встречавшихся там водных преград. 19 декабря 1940 года танк приняли на вооружение. Заказ на 1940 год составил 100 машин, однако завод смог изготовить только 41. До 1 июня 1941 года завод изготовил еще 181 машину.
В ходе первых же боев стала очевидной недостаточность вооружения танка. Летом 1941-го на Т-40 установили 20-мм авиационную пушку ШВАК с боекомплектом в 154 выстрела, одновременно ликвидировав гребной винт и его проивод. Последнее обстоятельство ускоряло процесс производства, а в реальной обстановке плавать танку практически не пришлось. Этот вариант получил название Т-40С (сухопутный).
На следующей модификации - Т-30 - отсутствовала уже ниша для винта - кормовой лист корпуса был прямым. В остальном водоизмещающий корпус оказался без изменений, но максимальная толщина брони возросла до 15 мм. Боекомплект пушки довели до 750 выстрелов. Следует, однако, отметить, что все три варианта танка по-прежнему фигурировали в отчетности как Т-40, поэтому указать, сколько же было изготовлено танков того или иного варианта, не представляется возможным.
Основные модификации танка Т-40
Т-40 - серийный образец с пулеметом ДШК (12,7 мм) (1940-1941 гг.)
Т-40С - сухопутный вариант танка (как с ДШК, так и с 20-мм ТНШ-20) (1941 г.)
Т-40 - командирский вариант (с радиостанцией 71-ТК-3) (1941 г.)
Т-30 - сухопутный вариант танка (20-мм ТНШ-20 или ШВАК) (1941 г.)
Т-40 - опытный образец с 23-мм пушкой Таубина (1940 г.)
САУ на базе Т-40 с 76,2-мм пушкой ЗИС-5 (1942 г.)
По состоянию на 1 января 1941 года в РККА находилось 5 танков Т-40. До 22 июня в войска было поставлено 233 танка. Всего промышленностью было выпущено 709 машин различных модификаций.
Тактико-технические характеристики легкого плавающего танкаТ-40 |
Масса в снаряженном состоянии: | 5500 кг |
Экипаж: | 2 чел |
Длина: | 4035 мм |
Ширина: | 2230 мм |
Высота: | 1905 мм |
Клиренс: | 300 мм |
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: | 2360 мм |
Ширина траков: | 260 мм |
Удельное давление на грунт: | 0,46 кг/см кв. |
Бронирование: | |
Лоб корпуса/угол наклона: | 13 мм/60° |
Башня/угол наклона: | 10 мм/65° |
Борт/угол наклона: | 13 мм/90° |
Корма/угол наклона: | 13 мм/15&50&60° |
Крыша: | 6 мм |
Днище: | 4 мм |
Вооружение: | 12,7-мм пулемет ДШК, 7,62-мм пулемет ДТ |
Боекомплект: | 500 патронов калибра 12,7 мм 2016 патронов калибра 7,62 мм |
Углы вертикального наведения : | -10° ; +40° |
Двигатель:
| ГАЗ-11 модель 202 6-цилиндровый, карбюаторный, рядный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя: | 70 л.с. на 3600 об/мин |
Количество передач: | 4 вперед, 1 назад |
Емкость топливного бака: | 207 л. |
Расход топлива по шоссе на 100 км.: | 58 л. |
Расход топливапо пересеченной местности на 100 км.: | 112 л. |
Скорость по шоссе:
| 45 км/ч. |
Скорость по воде:
| 6 км/ч. |
Запас хода по шоссе :
| 300 км |
Запас ходапо пересеченной местности:
| 185 км |
Преодолеваемые препятствия: | |
Подъем: | 34 град. |
Высота стенки:
| 0,6 м |
Ширина рва: | 2,5 м |
|