Представленная работа выполнена в рамках проекта «Имена, опаленные войной», приуроченного к 70-летию Победы нашей Родины над фашистской Германией.
В последние годы разгул националистического, а порой и откровенно фашистского движения, в странах Запада приобретает пугающие масштабы. Больше того, некоторые европейские страны героизацию националистических движений, очернение роли СССР в итогах Войны сделали своей государственной политикой.
Крайне важно сейчас приложить все усилия, чтобы показать молодежи истинное лицо фашизма, рассказать ей о подвиге народа, ценой невероятных жертв и страданий освободивших страну и разгромивших Германию.
О солдате, вынесшем все ужасы долгой Войны, прошедшем боевой путь от Сталинграда до Вены, - наш рассказ.
Отчет о поисковой работе по выявлению имен педагогов – участников Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.
Результат поиска: два ветерана Великой Отечественной войны – участники проекта:
Горьковский Петр Андреевич, учитель истории, добровольно ушел на фронт, встретил Победу в Вене 22 мая 1945года.
Евдокимова Лариса Николаевна, учитель истории, эвакуирована в годы Великой Отечественной войны из Ленинграда в Новосибирск (к ветеранам Великой Отечественной войны относятся, лица, награжденные знаком « Житель блокадного Ленинграда» (в ред. ФЗ от 04.05.2000г. № 57 Ф3) . На фото 1 – удостоверение к Знаку «Житель блокадного Ленинграда», 2001г
Фото 1
Последнее место работы – преподаватель математики в школе №54, где она проработала 22 года и вышла на пенсию. В настоящее время – председатель областной общественной организации « Блокадник».
2. Найдены и приняты к изучению следующие материалы
* Методические рекомендации в помощь учителям истории. Новосибирский областной институт усовершенствования учителей.
* Статья « О некоторых формах краеведческой работы в процессе преподавания истории», автор Горьковский П.А., 1975, стр. 28 – 34.
*Горьковский П.А. « Мои воспоминания: через призму прожитых лет», методическое пособие, Новосибирск, 2005, стр.20.
*Сборник « Школа в социокультурном пространстве села Новосибирской области: история и современность. Статья «Сельская школа в послевоенные годы», автор Горьковский П.А., 2007, стр. 54 – 61.
*Газета «Гвардия» специальный выпуск, Новосибирск, 2008, стр.3.
*Газета «Рост» №19 от 20 мая 2005года, Новосибирск, стр.12.
*Книга В.Н. Шумилов « Создание оборонной промышленности Новосибирской области» (1941 – 1945гг.), изд. Новосибирск, 2000г., стр.168,202.
*Книга « Такой ценой досталась нам Победа», Новосибирск,2005, стр.125.
*Книга « Восславим наших матерей», Новосибирск, 2012, стр.66 – 70.
3. Результаты работы.
Оформлен стенд « 100 лет заводу имени Коминтерна», который во время войны был эвакуирован в Новосибирск, обеспечивал Советскую Армию важнейшими радиотехническими средствами, с которыми работал П.А.Горьковский. На стенде – первый советский радиолокатор РУС-1 (фото2), первый серийный радиолокатор РУС-2 (фото 3) ,радиолокационная станция дальнего обнаружения « Редут» ( фото 4). Также представлена войсковая связная радиостанция, которая обеспечивала связь армейских штабов со всеми войсковыми подразделениями (Фото 5).
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Воспоминания учителя истории, участника Великой Отечественной войны, гвардии майора Горьковского Петра Андреевича.
Петр Андреевич Горьковский, 1942год.
Петр Андреевич родился 14 февраля 1923года в селе Баклуши, Доволенского района Новосибирской области. В 1938г. окончил семилетнюю школу и поступил в Куйбышевское педагогическое училище. В1941г. окончил его и работал учителем, а в декабре 41года добровольно ушел в армию, был направлен в г. Новосибирск на курсы радиотелеграфистов. После окончания курсов зачислен в отдельный батальон 232 стрелковой дивизии. В начале апреля 1942года дивизию направили на фронт. На юге фашисты развернули наступление на Сталинград и дивизию перебросили в город Воронеж. Во второй половине 1942 года севернее Воронежа Сибирская 232 стрелковая дивизия заняла боевые позиции. Всему личному составу связистов и радистов было поручено занять круговую оборону. Это означало, что надо было укрыть, в первую очередь, радиостанцию, смонтированную на автомашине ГАЗ-3А. Для нее вырыли яму 2,5 метра глубиной, чтобы укрыть от осколков и видимости, замаскировать. Советские войска под напором вражеских армий, отступая, вели ожесточенные бои. Авиация противника, сотни самолетов, начала бомбить город. 6 июля 1942 года начались ожесточенные уличные бои. Под вражеской бомбежкой оказался и штаб дивизии. Одна бомба прямым попаданием убила семь телефонистов. Горьковский: «Я в это время дежурил у приемника радиостанции. Когда налет прекратился, я вышел из машины и увидел эту страшную картину, уже собранные фрагменты тел убитых командиров и товарищей связистов – телефонистов. Это было мое боевое крещение и сильнейший первый стресс. Задача радистов заключалась в том, чтобы обеспечить связью командование дивизии с полками в то время, когда проводная связь не работала и восстановить ее быстро было просто невозможно. Очень часто радиостанции пеленговали и по ним открывали огонь, ибо там, где радиостанция, там штаб, и фашисты это учитывали. Подвергалась не раз артиллерийскому и минометному обстрелу и наша радиостанция».
В обороне дивизия находилась до января 1943года, а затем перешла в наступление, и 25 января Воронеж был освобожден. К июлю 1943года советские в районе Курска создали мощную оборонительную линю, получившую название «Курская дуга». Здесь 12 июля 1943года в районе села Прохоровка произошло самое крупное танковое сражение Великой Отечественной войны. Все поле превратилось в кладбище танков и солдат. С этого дня наступил новый этап Курской битвы - наступление советских войск.
Горьковский: « Я воевал в артиллерийских войсках, а артиллерия уничтожала вражеские огневые точки, прокладывала и расчищала путь пехоте, уничтожала живую силу врага. Моей задачей было обеспечение в любой обстановке связью командование дивизии. Не зря артиллерию называли богом войны, а связь – нервами советских войск. Впереди Киев и форсирование реки Днепр. Телефонная связь все время выходила из строя, основная связь осуществлялась с помощью радиостанций. Было очень трудно, бои шли день и ночь. Наша дивизия освобождала Румынию, Венгрию, Чехословакию. Первого мая меня ранило и контузило. Артиллерийский снаряд разорвался на наблюдательном пункте, осколок попал в шею, привалило землей. После перевязки в санчасти дивизии я вернулся в свое подразделение и воевал дальше. Это была вторая контузия, первая контузия была получена в боях за Киев. 9 мая освобождали Прагу. Победу праздновали в Австрии, в Вене 22 мая 1945года.
25 сентября 1945года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о демобилизации из армии учителей. Я прибыл в родное село 7 ноября 1945года. В ноябре 1945 года был назначен учителем, а с января 1946 года переведен директором Баклушевской семилетней школы.
С 1983 года пенсионер, инвалид Великой Отечественной войны, гвардии майор в отставке. Имею награды: орден Отечественной войны первой степени, медаль « За отвагу» 1 и 2 степени, всего 15 наград и 16 благодарностей Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского Союза И.В.Сталина, занесенных в красноармейскую книжку».
Петр Андреевич (слева) в Румынии,1944год.
Петр Андреевич ( справа) в Киеве, 1944год.
Большой интерес и самое искреннее уважение вызвало выступление ветерана Великой Отечественной войны, гвардии майора Горьковского Петра Андреевича в школе № 202 перед старшеклассниками.
Горьковский Петр Андреевич рассказал детям о своем боевом пути: о первом боевом крещении под Сталинградом, освобождении Киева, Румынии, Венгрии, Чехословакии. Победу отмечал в Австрии – Вене в 22 мая 1945года.
Выступление П.А. Горьковского
Ученики 9-10 классов
Велик подвиг солдата – освободителя! Вечная память погибшим, вечная благодарность вернувшимся живыми!
Координатор проекта Якушенко Тамара Васильевна
Тел. 8-913-900-1340
Сл. 210-29-71
|